Тел.8 953 958 79 78Тел.8 905 628 06 01
Продукция >> Для охотника и рыболова >> Каталитическая грелка ГК-1

Каталитическая грелка ГК-1

Каталитическая грелка ГК-1 времён СССР, с Госхранения. 

Цена: 1200р


История

Во время первой мировой войны в окопах мерзли миллионы солдат, и за четыре военных года изобретатели США, Японии и Англии запатентовали несколько вариантов карманных жидкостных грелок. Принцип их действия был прост: каталитическое беспламенное окисление спирта или бензина. Катализатором во всех случаях служила платина. Японская грелка выглядела как портсигар, внутри которого были резервуар, набитый ватой и платиновая прокладка. В корпусе были просверлены отверстия для подачи воздуха к катализатору и отвода газообразных продуктов горения. Для запуска грелки в резервуар заливался спирт, который пропитывал вату. Затем катализатор прогревали пламенем спички, и начиналась каталитическая реакция.

В настоящее время достаточное распространение получили грелки для индивидуального обогрева человека в туристическом походе, на рыбалке, охоте, в условиях, связанных с работой на улице, на зимних видах спорта и так далее. Советской промышленностью выпускалась грелка бензиновая каталитическая ГК-1, которая при полной заправке могла вырабатывать тепло в течение 8—14 часов с температурой до 60 °C, то  есть на уровне болевого порога.

Устройство и принцип работы

Грелка состоит из резервуара, заполненного ватой, насадки с сетчатым патроном, в котором помещен катализатор, и крышки с вентиляционными отверстиями.

Принцип работы грелки основан на выделении тепла при беспламенном окислении паров бензина в присутствии катализатора. Пары бензина из резервуара проходят через каталитический патрон, где окисляются кислородом воздуха (сгорают без пламени) на поверхности разогретого катализатора. Продукты окисления выходят в вентиляционные отверстия крышки. Одновременно через вентиляционные отверстия крышки к поверхности катализатора поступает воздух, содержащий кислород. Каталитическая сетка (катализатор) имеет вид фитиля и находится внутри стального сетчатого патрона, сделана из платины — это самая важная деталь грелки. Для запуска сетку в каталитическом патроне прогревают в течение 10-15 секунд, используя пламя, не дающее копоти (например, зажигалку).

Топливо для грелки — бензины высшей степени очистки. Хорошо подходит для этих целей бензин для зажигалок или некоторые сорта нефрасов: C2-80/120 («Калоша») или С3-80/120. Использование других видов топлива может привести к быстрой порче каталитический сетки (явление называется «отравление катализатора»), что скажется на её эффективности. Повысить эффективность засорившегося катализатора зачастую можно путем прокаливания сетчатого патрона с катализатором внутри на некоптящем (газовом) пламени или в муфельной печи.

Эксплуатационные особенности

Автомобильный бензин НЕ ПРИМЕНИМ ни в коем случае - катализатор выходит из строя.

При работе есть слабый запах, в закрытом помещении ощущается сильнее. При заправке спиртом пахнет "перегаром".
Меньше всего пахнет бензин "Зиппо" (именно "Зиппо" по-русски), "Zippo", а так же нефрас производства Рязани (в зелёной стеклянной бутылке).
Принцип действия - низкотемпературное горение паров топлива на катализаторе. Пламени при работе нет и быть не может. Грелка абсолютно пожаробезопасна.
Ввиду того что бензин при температуре ниже +15 градусов мало испаряется, при розжиге на морозе рекомендуется предварительно разогреть корпус грелки (руками или зажигалкой).